Сетокан или Шотокан (правильнее Сетокан) - самый массовый стиль каратэ-до не только в Японии, но и во всем мире, и относится к четырем крупнейшим, наряду с ВАДО-РЮ, ГОДЗЮ-РЮ, и СИТО-РЮ. Основан окинавским мастером Гитином Фунакоси. Сетокан в дословном переводе с японского означает «Дом Сето» и под этим названием существует с 1936г.
Сето - это литературный псевдоним Г.Фунакоси, взятый им еще со времени пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище в г. Сюри, переводится как «сосны и волны». Там же у него была своя школа под названием Сето Гакко, где он преподавал каратэ.




Красный круг – символическое изображение солнца, охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания – ЯН и ИНЬ – Солнца и Луны.









Тотемный знак – стилизованное обозначение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом «кё» (учение) над задней лапой.





         Сетокан представляет собой вариант адаптированного СЮРИ-ТЭ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Фунакоси подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей Итосу и Адзато - великих мастеров, учеников самого Сокона Мацамуры, и сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам назвал просто «каратэ-дзюцу», лишь позже, с 1936г. -каратэ-до.

История Сетокана начинается с 1917г., с поездки Фунакоси в Японию, в Киото, где он впервые продемонстрировал технику ТЭ перед членами Братства Воинских искусств в БУТОКУДЕН, центре традиционных воинских искусств Японии. Поездка была организована министерством образования после того, как на Окинаве в учебных заведениях была введена новая учебная дисциплина - «каратэ» и эксперимент оказался успешным. Однако, несмотря на успешную демонстрацию нового для традиционного БУ-ДЗЮЦУ искусства, оно далеко не сразу получило безусловное массовое признание в Японии. Возможно, потому, что пришло в метрополию с далекой окраины, и к тому же было иностранного происхождения. Во всяком случае, определенные шовинистские настроения в японском обществе сыграли свою роль в судьбе древнего боевого искусства. В частности, это выразилось в том, что Фунакоси вынужден был перейти на иную терминологию, изменил
названия ката и обратился к некоторым положениям кодекса самураев БУСИДО.
Слухи о новом боевом искусстве стали распространяться по всей стране и постепенно дошли до императорского дома. В 1921г. наследник трона проездом в Европу посетил замок в Сюри, где высокий гость захотел лично познакомиться с новинкой. Для демонстрации каратэ был приглашен Фунакоси, показавший свое искусство в ката, кумитэ и тамэсивари. Это окончательно решило дальнейшую судьбу каратэ. В 1922г. Фунакоси был вновь приглашен в Японию, на общенациональную атлетическую выставку, где он с группой своих учеников подготовил и провел показательные выступления перед широкой аудиторией.
Вслед за этим Дзигоро Кано предложил Фунакоси выступить перед избранными членами КОДОКАНА. Фунакоси предложил вниманию собравшихся ката КАНКУ-ДАЙ, его ассистент Синкин Гима - НАЙХАНТИ и другие элементы. Кано предложил остаться на некоторое время у него в гостях и взять у Фунакоси несколько уроков. Согласие было дано.
Фунакоси преподал краткий базовый курс каратэ, куда вошли некоторые основные блоки, прямые удары руками, удар тыльной стороной кулака, некоторые удары из раздела рубящих. Элементы бросковой техники, такие как ОСОТО-ГАРИ, КО-СОТО-ГАРИ и УТИМАТА позднее вошли в арсенал приемов дзюдо. Элементы ударной техники, заимствованные у Фунакоси, Кано включил в продвинутые ката дзюдо.
Вероятно, почувствовав новые возможности для развития созданной им системы и посоветовавшись семьей. Фунакоси рискнул остаться в Японии, поскольку в совершенстве владел японским языком и к тому же не был чужд литературному творчеству. В 1922г. он открыл первый клуб каратэ в Мэйсэй Дзюку, общежитии студентов с Окинавы, обучающихся в метрополии. Днем он работал садовником, убирал помещения, зарабатывал на жизнь, а по вечерам в аудиториях преподавал каратэ. Вскоре он написал первую книгу, которая называлась «Рюкю кэмпо: каратэ» и была опубликована в том же 1922г. В 1924г. случилось великое токийское землетрясение и подготовленный набор книги погиб. В этом землетрясении Фунакоси потерял много друзей и учеников. К 1926г. он переработал и отредактировал первоначальный вариант рукописи, подготовив к изданию книгу под новым названием «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» или «Закалка тела и духа через искусство защиты каратэ». Фунакоси устроился работать в банк Дайити Сото в районе Кёбаси, где изготавливал трафареты. От места работы до Мэйсэй Дзюку было очень далеко и его знакомый, наставник и большой мастер КЭНДО Хиромити Накаяма пригласил Фунакоси вести занятия в своем додзе, поближе к месту работы. Это был беспрецедентный поступок с точки зрения японских традиций воинских искусств: признать другое искусство и позволить практиковать его в одном помещении. На протяжении многих лет Накаяма давал приют искусству Фунакоси.
В 1924г. открылся клуб каратэ в университете Кэйо. В 30-х годах практически во всех крупнейших университетах уже функционировали клубы каратэ.
Так было в университетах Такусоку, Сёдай, Нихон, Мейдзи, Хосэй и др.
В 1935г. последователи каратэ всей страны учредили комитет, который создал фонд для строительства первого, независимого додзё, предназначенного для постижения каратэ. Строительство здания началось в 1935г. и было завершено весной 1936г. В знак благодарности Мастеру брусок над входной дверью был украшен тремя иероглифами – «сё», «то», «кан» - «дом Сето». Учитель Фунакоси в возрасте 67 лет разулся и вошел в первое додзе каратэ. После налета на Пирл-Харбор в декабре 1941г. сторонники войны с Америкой провели большую демонстрацию в поддержку налета, в результате легкая постройка была разрушена.
В 1949 г. ученики Фунакоси создали официальную организацию «Нихон Каратэ Кёкай» (JKA) – «Японскую Ассоциацию Каратэ» и избрали мастера Фунакоси главным наставником. Однако в среде последователей наметилась трещина, разделившая их на два лагеря: сторонников и противников учения Фунакоси. Последние считали некоторые положения доктрины учителя слишком жесткими. К тому же добавились раздоры в руководстве ЯАК. Результатом конфликта стало организационное отделение единомышленников Сигэру Эгами и Гэнсина Хирониси в виде самостоятельного течения – КАРАТЭ-ДО СЕТОКАЙ – «каратэ-до общества Сето». Так появился новый, энергетический стиль каратэ-до, основанный на дальнейшем развитии «внутренней» энергии адептов. Впоследствии С. Эгами написал книгу «Путь каратэ - помимо техники».
        Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ-до «КАРАТЭ НИ СЕН ТЭ НАСИ» или «атака в каратэ не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности, проповедуемую им в каратэ. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит и прямой практический смысл, заключающийся в том, что в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося, и она может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Сетокане начинаются с блокирующего движения.

Ради справедливости надо заметить, что фраза: «каратэ ни сэн тэ наси» имеет продолжение: «каратэ ва сэн тэ нари». Тогда в целом это звучит так: «В каратэ не нападают первым, в каратэ бьют первым». Это отвечает на вопрос о пресечении агрессии, и нужно ли дожидаться первого удара со стороны противника? То есть агрессия начинается раньше, но контратака заканчивается еще раньше, чем атака. Проще говоря, если противник решил явно напасть, то нужно первым нанести удар.
До последних дней жизни мастер стремился усовершенствовать свое детище. Большой вклад в становление каратэ как спортивной дисциплины, внес Ёситака Фунакоси. Современники называли его «гениальным каратэкой», а ученики именовали «молодой учитель». Еситака ввел удары ногами по верхнему уровню, круговые и обратные круговые, ему также приписывается введение в канон стиля таких ударов, как ГЯКУ – МАВАСИ – ГЭРИ и КАКАТО – ГЭРИ. Младший – Гиго – продолжает работать в США.
Изучение Сетокана относительно труднее, чем изучение других стилей, и обусловлено это рядом причин:
· Во-первых, это самый жесткий из всех стилей каратэ-до, изначально требующий хорошей физической подготовки и предельной самоотдачи.
Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр – тотемный символ. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 «звериных» стилей. Одним из них был ТИГР, характеризующийся резкими, мощными и стремительными атаками и перемещениями и предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей. В Сётокане, с точки зрения требований, предъявляемых к технике исполнения, - полное соответствие канонам Шаолиня: - обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в СЮРИ-ТЭ Итосу, они же стали обязательными в Сетокане. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань – фа;
· Во-вторых, в каждом техническом приеме обязательна реализация совокупности нескольких параметров одновременно:
· Правильного дыхания, что помогает активизировать циркуляцию КИ
· Своевременности действия
· Контроля движения ударной поверхности, т.е. четкого окончания приема
· Развития максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока
· В-третьих, программа обучения довольно обширна, необходимо знание более 20 ката
Особенно серьезное внимание уделяется:
· Выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной выработкой низких, глубоких стоек
· Вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках
· Мышечному балансу, т.е. своевременному и мгновенному включению всех групп мышц - антагонистов в конечной фазе поступательной траектории движения ударной поверхности, когда положительное ускорение мгновенно меняется на отрицательное (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности
Формирование психофизических характеристик адепта идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Погружение в условия жесткой дисциплины и самодисциплины и большой объем физических нагрузок предопределяет разрушение эгоцентризма и призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.
Сетокан отличается от других стилей каратэ преимущественно линейным приложением силы ударной техники, поскольку это кратчайший путь к цели, что резко контрастирует, например с ГОДЗЮ-РЮ или другими стилями ЦУАНЬ-ШУ, изобилующими круговыми движениями. Философия Сетокана проста:
1. Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите – надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку.
2. Основное оружие – мощные реверсные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами в корпус, подбивы под опорную или под обе ноги.
3. Принцип удара ногами «человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». К тому же удар в голову практически не эффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которой придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи Сетокана стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип «иккен-хисацу» (одним ударом – наповал).