Макива́ра (яп. 巻藁, «скатанная солома») — тренажёр для отработки ударов, представляющий собой связку из соломы, прикреплённую к упругой доске, вкопанной в землю. Применяется в контактных единоборствах и стрельбе из лука.
Первоначально макивара представляла собой обычный сноп рисовой соломы, крепко перевязанный верёвкой. Подобными макиварами пользовались ещё в XVIII веке. Однако, к эпохе расцвета тотэ (окинава-тэ), наступившего столетие спустя, способ изготовления макивары существенно изменился.
В землю вкапывалась, обкладывалась камнями, замазывалась глиной и таким образом укреплялась доска, которая утончалась к верхнему концу и благодаря этому могла хорошо пружинить. Как и любое другое ударное оборудование, доска должна быть достаточно гибкой, чтобы поглощать удар, и, при этом, достаточно твердой для его отражения. Затем доска крепко обвязывалась несколькими слоями рисовой соломы. В течение долгих тренировок боец сбивал их слой за слоем, макивара становилась все жёстче, пока боец не начинал бить просто по голой доске.
В настоящее время под наименованием «макивара» продаются тренажёры самых разных типов для отработки ударов, в том числе и настенные подушки, набитые резиновой крошкой, поролоном или отходами текстиля.
Макивара предназначена для развития силы, точности и проникающей способности удара, формирует правильное, с физиологической точки зрения, положение тела в момент удара и закаляет ударную поверхность руки. Она способствует правильному выбору дистанции для удара, умению концентрировать энергию в ударной поверхности тела в момент соприкосновения с целью. Количество ударов, наносимых по макиваре, зависит от степени подготовленности ученика. Работа на макиваре допускается после полного овладения правильной базовой техникой и приобретения хорошо развитого мышечного корсета тела. Тренировки с макиварой требуют внимания и наблюдения со стороны опытного инструктора.
Сэнсэй Садахару Фудзимото известный по своему выступлению в фильме «Искусство убивать» обладатель 8-го дана JKF, родился в Токио в 25 марта 1931 года. В детстве занимался дзюдо, каратэ начал заниматься в 11 лет. С начала он занимался стилем Годзю-рю, потом, во время учёбы в средней школе, перешел в Сётокан, тренируясь под руководством ученика Фунакоси, затем перешел в Рэнбукан к сэнсэю Хироси Киндзё, который преподовал школу Сюри-тэ. В своём додзё, который находится на первом этаже собственного дома, сэнсэй Фудзимото имеет три макивары: мягкую, среднюю и жесткую. По словам сэнсэя: для начинающих макивара обязательно должна быть мягкой, так как цель работы по макиваре - это научиться управлять всем телом при нанесении эффективного удара, а для этого очень важно развивать суставы и связки запястий, локтей, плеч, колен и голеностопа. Костный аппарат также постепенно адаптируется к нагрузкам. Работа на макиваре - это закалка всего тела, а не только ударных поверхностей. Для начинающих важно чтобы тренировка была постепенной и постоянной. Никогда не надо переусердствовать, надо всегда прислушиваться к своему телу, которое надо формировать, а не калечить. По мере роста мастерства следует переходить к более жесткой макиваре, а также начинать наносить удары из свободной стойки (Дзю камаэ) с подшагом, как в кумитэ. По словам сэнсэя Фудзмото, надо тренировать нанесение ударов из раслабленного состояния. Без размаха и в одно мгновение, сконцентрировав всю силу в ударную поверхность, нанести удар.
Как мы видим, что макивара это необходимый этап подготовки, который должен пройти каждый каратист. Без макивары будет трудно понять спецефичную технику каратэ, например убойною силу ои-цуки, и будут правы те, кто критикуют и обвиняют каратэ в неэффективности. Критерий оценки каратэ очень прост: есть прикладной эффект - это каратэ, нет эффекта - это не каратэ. Есть вещи, которые должен прочувствовать каждый, кто занимается каратэ. Словами не передать, например, когда вы чувствуйте, что ваши кости сильнее, чем череп противника и при необходимости вы можете его расколоть. Такие вещи дают вам внутреннюю уверенность, а также пробуждают осознание ответственности.